Версия для слабовидящих
Выбор языка:
  • border-left
  • border-left

О Институте

Информация
о текущем потенциале и перспективах развития научных учреждений республики

 

1. Общие сведения о научном учреждении:

1.1. Полное наименование - Институт генетики и экспериментальной биологии растений Академии наук Республики Узбекистан.

       1.2. Дата и основание (наименование и дата документа) создания - Институт генетики создан по Постановлению  КМ от 21 июля 1992 года № 337, с  13 февраля 1997 года путем объединения Института генетики АН РУз и Института  экспериментальной биологии растений по Постановлению Президиума АН РУз № 4-23 образован Институт генетики и экспериментальной биологии растений АН РУз.

1.3. Контактные реквизиты (адрес, телефон, факс, эл.почта, вэб-сайт) -  Адрес: 111226, Ташкентская область, Кибрайский район, п/о Юкори-Юз.

Контактная информация

Тел: (+99871) 264-22-23, (+99871) 264-22-30

Факс: (+99871) 264-23-90

Е-mail: igebr_anruz@mail.ru

Веб-сайт: www.genetika.uz

1.4. Директор (Ф.И.О., ученая степень, звание, год назначения на должность)- Нариманов Абдужалил Абдусаматович, доктор сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник, 2017г. 

2. Научно-исследовательская деятельность:

2.1. Цели - Определение приоритетов, обеспечение соответствия стратегии развития исследований Института тенденциям развития мировой науки и задачам, актуальным для народного хозяйства страны, создание теоретических и практических предпосылок стабильного развития с/х производства на основе результатов глубоких фундаментальных и прикладных исследований в области генетики, физиологии и биохимии, микробиологии, селекции с/х культур, разработка новых методов, создание и внедрение новых сортов растений и их стабильное производство.

2.2. Задачи –

  • углубление фундаментальных исследований в области генетики, физиологии и биохимии возделываемых культур (хлопчатник, пшеница, соя и др.) с комплексным применением методов классической, популяционной, мутационной генетики, физиологии, биохимии, молекулярной биологии.   
  • внедрение новейших достижений генетики, физиологии, биохимии, биотехнологии, и других направлений биологии в селекционный процесс хлопчатника и др. с/х культур;
  • определение генетической природы признаков, количества генов их взаимодействие и вклад каждого гена в фенотипическом проявлении признаков при изучении наследования и наследуемости признаков.
  •  создание и внедрение высокопродуктивных, скороспелых, с высококачественным волокном сортов хлопчатника, устойчивых к заболеваниям, вредителям, дефициту влаги и засолению и др. биотическим и абиотическим факторам среды;
  • выяснение физиолого-биохимических и генетических механизмов устойчивости растений к экстремальным условиям среды и выявление путей повышения адаптивного потенциала возделываемых культур.
  • создание новых сильных сортов мягкой пшеницы и сортов твердой пшеницы с заданными свойствами на основе генетики, маркер-ассоциированной селекции (МАС) и генно-инженерной биотехнологии.
  • сохранение, изучение, обогащение, использование, детальная характеристика и создание базы данных для уникальных коллекций пшеницы, сои и фитопатогенных микроорганизмов для решения фундаментальных и прикладных вопросов многих направлений биологической науки.
  • обеспечение преемственности фундаментальных, прикладных и инновационных этапов разработок.

2.3. Направления - Основные направления исследований:

  • На основе определения генетических закономерностей наследования, изменчивости, а также формирования морфобиологических и хозяйственно-ценных признаков создание скороспелых, урожайных, устойчивых к биотическим и абиотическим факторам среды сортов с качеством продукции, отвечающей мировым стандартам.
  • Изучение разнообразия генофонда мировой коллекции сельскохозяйственных культур, приспособленности к местным условиям, выделение из них устойчивых к биотическим и абиотическим факторам среды, разработка и внедрение в производство ресурсосберегающих агротехнологий возделывания культур.
  • Выявление генетических закономерностей наследования, изменчивости и формообразовательных процессов при гибридизации с целью создания новых генотипов, доноров и исходных форм, обладающих скороспелостью, урожайностью, высоким качеством продукции для посева в качестве основной и повторной культуры.
  • Совершенствование существующих и разработка новых эффективных методов получения генетически однородных оригинальных, суперэлитных и элитных семян хлопчатника, зерновых и зернобобовых культур на основе изучения генетических закономерностей и морфобиологических особенностей, а также способов повышения урожайных и посевных качеств семян в процессе предпосевной подготовки, сева, возделывания, уборки, переработки, обеззараживания и хранения.
  • Установление генетических закономерностей взаимодействия «генотип-среда» на основе изучения характера наследования и изменчивости морфобиологических и хозяйственно-ценных признаков сельскохозяйственных культур с целью использования в адаптивной селекции и изучение факторов, вызывающих мутации в растениях.
  • Скрининг и идентификация различных микроорганизмов, синтезирующих биологически активные биополимеры; физико-химическая характеристика биополимеров и нанобиокомпозитов, полученных на их основе; создание биоколлоидов-биогелей на основе микробных биополимеров для снижения солевого стресса растений, а также с целью повышения плодородия почв. Разработка методов борьбы против патогенов растений с помощью наноколлоидов, полученных на основе биополимеров активных штаммов.
  • Исследования генетики признаков, физиологических показателей и адаптации метаболизма на молекулярном уровне, определение молекулярных механизмов взаимоотношения «хозяин-патоген».
  • Разработка экономически выгодных и экологически безопасных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и подготовки семян к посеву. Сохранение и улучшение хозяйственно-ценных признаков сельскохозяйственных культур на основе методов нетрадиционной (маркер-ассоциированной) селекции.
  • Проведение фитопатологической и молекулярной диагностики заболеваний растений, а также разработка современных методов лечения болезней.

3. Научно-организационная деятельность:

3.1. Спецсовет совместно с национального университета Узбекистана (шифр и специальность) – шифр спецсовета DSc.29.08.2017.B.53.01, специальность – 03.00.07 – физиология и биохимия растений; 03.00.09 – общая генетика и 03.00.14 – геномика, протеомика и биоинформатика.

3.2. Научные семинары и ученые советы (используемые не только для предзащит, но и обсуждения научных исследований) – При Научном совете DSc.29.08.2017.B.53.01 функционирует: Научный семинар по биологии (03.00.07 – физиология и биохимия растений; 03.00.09 – общая генетика и 03.00.14 – геномика, протеомика и биоинформатика).

Состав Ученого Совета института утвержден решением Ученого Совета ИГЭБР АН РУз от 12 января 2018г. В каждой лаборатории института проводятся научные семинары, на которых обсуждаются проводимые исследования, отчеты.

4. Научный потенциал и эффективность научных исследований

4.1. Участие в реализации научных проектов (количество и сумма за 2017 г.), в том числе, фундаментальных (количество-2, сумма-350,0 млн.сум), прикладных (количество-5, сумма-1067,0 млн.сум) и инновационных (количество-3, сумма-354,1 млн.сум)  (приложение №1).

4.2. Число защищенных сотрудниками научного учреждения докторских диссертаций (2015-2017гг.) – 8.

4.3. Перечень государственных и международных премий, призов, наград, почетных званий, полученных научным учреждением или ее сотрудниками (2013-2017 гг.).

  1. В 2013 г. За селекционные достижение  к.б.н., зав. лабораторией Генетики продуктивности и адаптивности растений Н.Г.Губановой присуждена  орден «Дустлик».  
  2. В 2017 г. За селекционные достижение  к.б.н., зав. Лабораторией А.Н.Ахмеджанов награжден памятного знака «25 лет Конституции Узбекистана».

4.4. Перечень признанных мировым сообществом научных достижений и разработок научного учреждения и его сотрудников (приложение №2)

4.5. Публикационная активность (приложение №3):

4.6. Объекты интеллектуальной собственности, в том числе (приложение №3):

число охраняемых объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих научной организации - 16;

число отечественных (16) и зарубежных (нет) патентов (свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности, полученных научным учреждением и ее сотрудниками за 2013-2017 гг.

5. Интеграция научного учреждения в национальное и мировое научно-образовательное сообщество

5.1. Участие в международном научно-техническом сотрудничестве, в том числе:

участие в совместных научно-исследовательских проектах (количество проектов и сумма для учреждения) - 2 (приложение №5);

5.2. Интеграция науки и образования, в том числе: (подробно описать, с указанием количественных показателей, в том числе согласно приложению №7)/

6. Интеграция науки и производства, коммерциализация результатов научной деятельности

6.1. Объем средств, поступивших от передачи технологий (сумма в валюте поступления) и реализации продукции в рамках хоздоговоров (Нет), в том числе за рубеж (Нет).

Одним из основных направлений института является создание сортов сельхозкультур, таких как хлопчатник, пшеница, соя и др.

6.2. Объем средств, поступивших по договорам с производственным сектором на выполнение НИОКР (оказание научно-технических услуг) (за исключением инновационных проектов) – 214,7 млн.сум  (20113-2017) (приложение №8)

6.3. Перечень внедрений научных разработок в практику (приложение №9)

6.4. Результаты участия в Х Республиканской ярмарке инновационных идей, технологий и проектов (приложение №10).

6.5. Подразделения опытно-экспериментальной базы и совместных с предприятиями структур (научных центров, лабораторий и других)-(приложение №11 а)

6.6. Инновационная инфраструктура, созданная научным учреждением или с его участием:

объекты инновационной инфраструктуры (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и др.) (перечень, показатели масштабов и результаты их деятельности);

Инновационные исследования

Основные направления развития инновационных исследований Института:

1.  Подготовка для внедрения в производство высокоурожайных сортов хлопчатника, устойчивых к засухе, засолению почв и заболеваниям с улучшенным качеством волокна и другими полезными признаками.

2.  Подготовка для внедрения сильных сортов мягкой пшеницы и сортов твердой пшеницы, устойчивых к грибковым заболеваниям, скороспелых сортов сои для повторного посева после уборки пшеницы.

3. Создание биопрепаратов.

Долевые участники – МСВХ РУз, Узпахтасаноат, Уздонмахсулот и частные фермеры.

4.Заключение договоров с инновационными предприятиями (кластеры) для внедрения научных разработок.

7. Кадровая обеспеченность (приложение №11):

7.1. Количество сотрудников - 184, в том числе АУП - 6, совместителей - 17; 

7.2. Количество научных сотрудников - 63, в том числе молодых (до 40 лет) - 28;

7.3. Количество сотрудников с ученой степенью - 30, в том числе академиков - 0, докторов наук - 8, кандидатов наук - 22;

7.4. Средний возраст научных сотрудников - 43 лет.    

7.5. Подготовка научных кадров:

численность докторантов, базовых докторантов (кол-во человек) и самостоятельных соискателей (кол-во человек) -5

реализованные и реализуемые меры по активизации и стимулированию научно-творческого потенциала молодых кадров (подробно описать, с указанием количественных показателей за 2013-2017 гг);

Приоритетнейшей из задач развития Института является привлечение в исследовательский процесс бакалавров и магистров. В институте активно ведётся работа по привлечению молодых специалистов:

1. Создаются условия для бакалавров и магистров для выполнения научно-исследовательских работ на базе лабораторий Института.

2. Для молодых специалистов и их семей Институт выделяет комнаты в общежитии Института.

3. Молодые учёные активно привлекаются в выполнение Международных программ и грантов.

4. В Институте организовываются научные семинары, сотрудники Института проводят лекции в ВУЗах, лицеях с биологическим уклоном, экскурсии.

5. В институте активно работает совет молодых ученых, и регулярно организуют научные семинары.

6. Материальное стимулирование молодых ученых путем премирования соискателей, стажёров – исследователей и молодых учёных.

7. Институт активно проводит работы по расширению штата стажеров-исследователей, что приведет к повышению эффективности докторантуры.

8. Научное оборудование (количество и балансовая стоимость) (приложение №12):

8.1. Старое - 400 шт.

8.2. Новое (до 5 лет) - 6 шт. 

9. Уровень потенциала научного учреждения

9.1. Оценка потенциала научного учреждения:

имея ввиду его достаточность для научно-технического решения актуальных задач и проблем (в том числе приведенных в приложении №13) соответствующих отраслей и предприятий республики (привести объективную оценку уровня текущего потенциала, в том числе с учетом приложения №13);

в контексте достижений и уровня задач, решаемых зарубежными (в разрезе стран) научными учреждениями (привести объективную оценку уровня текущего потенциала, в том числе с учетом приложения №13а)

9.2. Слабые и сильные стороны научного учреждения (кадры, материально-техническая база, научные школы, спрос на научную продукцию, научно-производственные связи и т.д.) (приложение №13б.)

10. Дальнейшее развитие потенциала научного учреждения

10.1. С учетом п.9, а также приоритетов и задач социально-экономического развития республики, выработка на среднесрочную (5 лет) и долгосрочную (10 лет) перспективу предложений по:

приоритетным направлениям, целям и задачам научно-исследовательской деятельности учреждения (приложение №14);

целевым показателям развития научного учреждения, включая повышение результативности, качества и уровня проводимых исследований и реализуемых научно-технических работ (приложение №14а).

10.2. Определение необходимых условий и ресурсов для достижения поставленных целей и задач, с учетом поэтапности реализации мероприятий (материально-техническая база, кадровые ресурсы, изменения и дополнения в нормативно-правовую базу и т.д. (в т.ч. приложения №15-17))

10.3. План мероприятий по поэтапному достижению поставленных целей и задач, включая укрепление материально-технической базы, развитие кадрового потенциала, углубление интеграции науки в образовательный процесс,  (приложение №18).

 

Директор Института д.с/х.н.                               А.А.Нариманов